Ценности и приоритеты муниципального образования город-курорт Геленджик
МО город-курорт Геленджик расположен на юго-западе Краснодарского края и входит в Черноморскую экономическую зону (ЧЭЗ), его территория расположена к юго-востоку от г. Новороссийска.
По состоянию на 01.01.2019 г. среднегодовая численность населения муниципального образования город-курорт Геленджик составила 117,6 тыс. чел., из которых население трудоспособного возраста – 63,3 тыс. чел., занято в экономике – более 62,5 тыс. чел.
Местное самоуправление в МО город-курорт Геленджик – форма осуществления населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в МО город-курорт Геленджик осуществляется в границах муниципального образования.
Стратегия развития МО город-курорт Геленджик опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Уставе города-курорта, утвержденном в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Краснодарского края, определяющем правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в МО, устанавливающем порядок деятельности и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления МО, а также закрепляет иные положения по организации местного самоуправления.
Человек – высшая ценность Стратегии МО город-курорт Геленджик. Создание благоприятных условий для привлечения, удержания и развития каждого человека, применения его талантов и компетенций на общее благо города-курорта и Краснодарского края, а также создание высококачественных условий для приезжающих в город-курорт туристов (в т.ч. приезжающих на длительный срок для удаленной работы) и отдыхающих – ключевой приоритет Стратегии.
Одним из приоритетов Стратегии является преодоление последствий кризиса 2020 г. и опережающее социально-экономическое развитие, предполагающее экономический рост от 2,2 до 4,1% годовых.
Для реализации Стратегии МО город-курорт Геленджик необходим значительный рост инвестиций в основной капитал. Будут обеспечены средние темпы прироста производительности труда от 2,4% до 3,9% в год на протяжении 2019-2024 гг. Рост производительности труда позволит к 2030 г. увеличить средний размер заработной платы до уровня, превышающего 64,8 тыс. руб.
Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания человеческого капитала должно стать увеличение населения до 131,6 тыс. чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет.
Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в сочетании с качественной трансформацией среды жизнедеятельности будет стимулировать увеличение количества туристов, посещающих МО город-курорт Геленджик, до 4,5 млн чел. к 2030 г.
В городе-курорте значительно вырастет потребительская сфера.
В городе-курорте будет создана деловая и творческая среда, стимулирующая развитие отдельных направлений умной экономики, которые позволят городу-курорту включиться как в общероссийское, так и международное разделение труда и значительно повысить свою долгосрочную конкурентоспособность.
Главная стратегическая цель Стратегии (видение целевого состояния):
ГСЦ Геленджик-2030 – респектабельный круглогодичный курорт с комфортной средой для жизни, гармоничного развития, творческой самореализации и отдыха.
Долгосрочное развитие МО город-курорт Геленджик ориентировано на развитие человеческого капитала, динамичный рост ключевых экономических комплексов, гармонизацию пространственного развития.
Ключевыми драйверами долгосрочного роста станут:
- Акцент на человека.
- Гостеприимство.
- Творческая среда.
- Комфортное пространство.
- Предпринимательство.
- Инвестиционная привлекательность.
- Качество управления и институтов.
Рисунок 3
При этом ключевыми направлениями развития МО город-курорт Геленджик являются:
- Санаторно-курортный и туристский комплекс.
- Комплекс социальных и креативных услуг.
- Комплекс торговли и потребительской сферы.
- Инфраструктурный комплекс.
Основой долгосрочного благополучия и конкурентоспособности муниципального образования является человек – местный житель, турист, отдыхающий, а также любой гость города-курорта, приезжающий на несколько дней или длительный срок. Развитие человеческого потенциала, удовлетворение потребностей жителей и гостей территории, а также создание комфортной среды для жизни, работы и отдыха является основой долгосрочного устойчивого развития муниципального образования.
Гостеприимство. Исторически сложившийся образ МО как гостеприимного места, где ждут гостей вне зависимости от их социального статуса, сферы деятельности и уровня дохода, должен поддерживаться и сохраняться с помощью развивающейся инфраструктуры, предоставляющей все разнообразие услуг для туристов и отдыхающих.
Творческая среда. Привлечение в МО творческих, увлеченных людей, будь то туристы, постоянные или временные жители, требует от города-курорта качественного пересмотра формы и содержания всей его среды, позволяющей любому человеку найти свое призвание, самореализоваться и найти единомышленников.
Комфортное пространство. Современное комфортное пространство предполагает внутреннюю и внешнюю связанность муниципального образования, делающую его частью комфортной бесшовной среды. Доступность и функциональность пространства определяется качеством транспортной и коммунальной инфраструктуры МО, наличием уникальных технологических (архитектурных, эстетических…) решений, обеспечивающих комфорт жизнедеятельности.
Предпринимательство. Основой процветания МО города-курорта Геленджик, как и Краснодарского края в целом являются предпринимательские способности жителей края, дар творить и созидать. Предпринимательские инициативы должны поддерживаться на основе долгосрочного партнерства власти, общества и бизнеса.
Инвестиционная привлекательность. Муниципальное образование находится в фокусе внимания российских инвесторов на протяжении последних 10 лет. Укрепление инвестиционной привлекательности города-курорта для отечественных и зарубежных инвесторов положительно скажется не только на экономическом развитии МО, но и станет одним из ведущих факторов повышения качества жизни населения.
Качество управления и институтов. Существенное изменение качества управления муниципальным образованием в последние годы дает видимые результаты. Сохранение этой динамики с использованием современных технологий оперативного и проектного управления (с использованием методики проектной активации), привлечением к вопросам развития всех институтов, определяет долгосрочную устойчивость развития города-курорта.
Приоритеты экономических комплексов
Развитие МО город-курорт Геленджик связано с преодолением существующих проблем и решением стратегических задач развития. Вызовы, стоящие перед МО, связаны в первую очередь с преодолением инфраструктурных проблем, что позволит городу-курорту перейти к следующему этапу развития – наращиванию конкурентоспособности в градообразующем санаторно-курортном и туристском комплексе. Мировые тенденции роста турпотока, несмотря на пандемию 2020 г., будут постепенно восстанавливаться, МО сможет увеличить свою долю на туристском рынке Краснодарского края и России только при росте качества оказываемых услуг санаторно-курортного и туристского комплекса.
Система приоритетов развития экономических комплексов МО город-курорт Геленджик:
Приоритет 1. Устойчивое развитие индустрии гостеприимства как ключевого драйвера долгосрочного роста
В стратегической перспективе необходимо в первую очередь акцентировать внимание на устойчивом долгосрочном развитии туризма, повышении качества и уникальности туристского продукта, предлагаемого гостям города-курорта. В первую очередь, надо концентрироваться на повышении качества туристской инфраструктуры, включающей в себя средства размещения, организации досуга, пляжную инфраструктуру, объекты торговли, питания и персональных услуг. В рамках приоритета особое внимание необходимо обратить на модернизацию материально-технической базы санаторно-курортных организаций, повышение класса («звездности») объектов размещения, повышение качества (категории) пляжей на территории МО, расширение спектра культурно-досуговых услуг.
Формирование МО город-курорт Геленджик в качестве центра спортивного туризма Черноморской экономической зоны. Уникальные природно-климатические условия, а также географическое положение муниципального образования у Геленджикской бухты позволяют проводить масштабные мероприятия в сфере физической культуры и спорта (Всероссийские соревнования по парусному спорту, спортивному ориентированию, ежегодный заплыв, Чемпионат России по аквабайку и др.), что увеличивает поток спортивных туристов и формирует благоприятный имидж муниципалитета. Реализация данного приоритета предполагает организацию физкультурно-массовых и спортивных мероприятий международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней, что станет неотъемлемой составляющей событийного календаря МО город-курорт Геленджик.
Развитие курорта как специализированного российского центра медицинского и лечебно-оздоровительного туризма. На территории МО расположено около 10% коечного фонда санаторно-курортных организаций Краснодарского края, при этом ряд санаториев нуждается в обновлении материально-технической базы, внедрении современных технологий лечения и оздоровления. Наличие в МО частных медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, может стать фактором развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма, повысить загрузку номерного фонда санаторно-курортных организаций в межсезонье, повысить качество медицинских услуг на территории всего муниципального образования. Медицинский туризм является самым дорогим сегментом туризма, что связано с высокой стоимостью входа в отрасль (стоимость оборудования, привлечение квалифицированных специалистов и т.д.), однако именно данный вид туризма позволит привлечь более «дорогой» сегмент отдыхающих.
Формирование МО город-курорт Геленджик в качестве центра культурного притяжения Черноморской экономической зоны, развитие событийного и культурно-познавательного туризма. Качественный событийных календарь в сфере культуры и искусства является конкурентным преимуществом МО город-курорт Геленджик. Благоприятные природно-климатические условия, сложившиеся культурные традиции муниципального образования позволяют проводить на территории МО город-курорт Геленджик такие масштабные мероприятия, как первый международный фестиваль черноморского побережья «Звездные крылья», единственный в России карнавал на воде «На экваторе курортного сезона», а также мероприятия открытия летнего, осеннего и зимнего сезонов («Геленджику улыбается солнце», «Бархатный сезон») и др., которые могут сыграть ключевую роль при выборе места отдыха туристами. Однако, несмотря на содержание культурно-досугового событийного календаря, по числу организованных культурно-массовых мероприятий МО город-курорт Геленджик уступает другим курортным и туристским зонам, что может оказать влияние на поток культурно-познавательных туристов. Реализация данного приоритета предполагает организацию культурно-досуговых мероприятий международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней, развитие творческих индустрий.
Приоритет 2. Повышение качества коммунальной инфраструктуры.
Развитие Пшадского водозабора, развитие и реконструкция сетей водоснабжения. Одной из основных проблем МО город-курорт Геленджик является дефицит воды в курортный сезон и отсутствие резерва мощности по водоснабжению для подключения новых объектов / потребителей, обусловленное следующими ключевыми факторами:
- Значительные пиковые нагрузки на систему водоснабжения в курортный сезон –увеличение потребности в питьевой воде в летний период в 1,5-2 раза.
- Ежегодный рост численности населения и увеличение турпотока.
- Опережающие темпы строительства и ввода нового жилья по сравнению с развитием системы водоснабжения.
- Ограниченная мощность внешних источников воды (Троицкий групповой водовод).
- Неравномерное распределение по территории разведанных запасов питьевой воды, удаленность месторождений подземных вод от территорий с наибольшей концентрацией населения и туристов.
- Высокие потери в сетях водоснабжения в связи с высоким уровнем износа сетей.
В результате с конца 2018 г. Администрация города-курорта Геленджик временно приостановила выдачу разрешений на строительство многоквартирных домов в связи с отсутствием резерва мощности по холодному водоснабжению.
В этой связи первостепенным приоритетом является развитие Пшадского водозабора и прокладка сетей водоснабжения от Пшадского водозабора до г. Геленджик (протяженность – около 20 км), а также реконструкция существующих сетей водоснабжения, имеющих высокий процент износа, в целях минимизации потерь воды при ее транспортировке к потребителям.
Реконструкция и развитие систем водоотведения. Одна из основных проблем системы жилищно-коммунального хозяйства МО город-курорт Геленджик – высокий уровень износа и недостаточная мощность очистных сооружений канализации: существующая мощность ОСК муниципального образования город-курорт Геленджик не обеспечивает в полной мере отвод и очистку сточных вод (текущий дефицит мощности по водоотведению составляет более 18,1 тыс. куб. м/сут.; износ глубоководных выпусков на всех очистных сооружениях канализации составляет до 100%, общий износ канализационного оборудования – 65%).
Для решения данной проблемы необходимо строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений, а также реконструкция сетей водоотведения.
Создание системы ливневой канализации. Существенной проблемой является неразвитость сетей и недостаточная мощность ливневой канализации (в первую очередь – в городском округе Геленджик). Высокая доля улично-дорожной сети города-курорта Геленджик, имеющей твердое покрытие, в сочетании с неразвитостью системы ливневой канализации обуславливает регулярные подтопления в летний период в результате выпадения ливневых осадков большой интенсивности. Наличие самовольных врезок хозяйственно-бытовых стоков в систему ливневой канализации негативно сказывается на экологическом состоянии Геленджикской бухты.
Для защиты Геленджикской бухты от попадания загрязненных ливневых вод, с целью улучшения экологии зоны купания и обеспечения санитарной эпидемиологической безопасности населения необходима реконструкция действующих и строительство новых сетей ливневой канализации, а также сборного ливневого коллектора.
Реконструкция и развитие систем теплоснабжения. Высокий уровень износа сетей теплоснабжения МО город-курорт Геленджик (82,4%) обуславливает необходимость проведения их реконструкции. Также целесообразно провести модернизацию систем централизованного теплоснабжения в целях повышения эффективности их функционирования.
Совершенствование системы сбора, первичной переработки и вывоза твердых коммунальных отходов. В настоящее время с учетом возрастающего потока отдыхающих и роста численности населения возрастает объем твердых коммунальных отходов (ТКО), которые вывозятся на полигон ООО «ТЕРРА-Н» в г. Новороссийске. Переработка и утилизация ТКО на территории МО город-курорт Геленджик не осуществляется. Для оптимизации логистической составляющей утилизации ТКО важное значение имеет внедрение современных подходов и технологий сбора, первичной переработки и транспортировки ТКО.
Приоритет 3. Повышение качества транспортной инфраструктуры.
Увеличение пропускной способности, расширение маршрутной сети и повышение качества услуг аэропорта Геленджик. Наличие в МО город-курорт Геленджик аэропорта с искусственной взлетно-посадочной полосой класса Б с асфальтобетонным покрытием и его расположение в черте город-курорт Геленджика является конкурентным преимуществом по сравнению с рядом курортных и туристских зон Азово-Черноморской экономической зоны.
Пропускная способность аэропорта Геленджик недостаточна для обслуживания курорта, значительная часть туристов, вынуждена пользоваться услугами других аэропортов (Анапа, Краснодар), добираясь до Геленджика на автомобильном транспорте (либо по железной дороге с пересадкой на автотранспорт в г. Новороссийске), причем летом это происходит в условиях затрудненного движения автотранспорта по федеральной трассе. Согласно предварительным оценкам, по уровню использования рыночного потенциала аэропорт Геленджик значительно уступает аэропорту Анапа.
После реализации мероприятий по строительству нового здания аэровокзального комплекса и модернизации аэропортовой инфраструктуры, а также после переноса ЛЭП (в целях обеспечения взлета со «вторым курсом» в сторону гор), пропускная способность аэропорта увеличится с 338 тыс. до более чем 1 млн пассажиров в год, что будет способствовать улучшению транспортной доступности Геленджика и Новороссийска.
Переключение на воздушный транспорт (за счет увеличения пропускной способности аэропорта, увеличения количества рейсов и, в т.ч., развития прямых авиаперелетов из других регионов) значительной части пассажиров наземных видов транспорта (поездов дальнего следования, междугородных автобусов и личного автотранспорта) позволит повысить качество отдыха (и, соответственно, привлекательность курорта Геленджик) для туристов и снизить нагрузку на автодорожную транспортную систему Российской Федерации, в т.ч. снизить нагрузку на федеральную автомобильную дорогу М4 «Дон» в пик курортного сезона.
Строительство короткой автомобильной дороги в северном направлении, обеспечение связи федеральных автомобильных дорог А-146 «Краснодар – Верхнебаканский» и
М-4 «Дон». Транспортная доступность МО город-курорт Геленджик для жителей Краснодарской агломерации ограничена вследствие отсутствия прямых транспортных связей Геленджика с Краснодарской агломерацией и Краснодарским транспортным узлом (отсутствие короткой автодороги в северном направлении и железнодорожного сообщения между г. Геленджиком и г. Краснодаром). Данное ограничение оказывает негативное влияние на привлекательность курорта Геленджик для отдыхающих из других регионов России, путешествующих на автомобильном транспорте, поскольку в пик курортного сезона значительное увеличение интенсивности движения автотранспорта на федеральной автомобильной дороге М4 «Дон» приводит к затрудненному движению и существенному увеличению времени нахождения в пути (согласно данным Минтранса России, коэффициент загрузки на участке автомагистрали М4 «Дон» км 1 515-км 1 523 составляет 1,54, на участке км 1 494-км 1 509 – 0,95).
В этой связи необходима проработка Администрацией МО город-курорт Геленджик совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края возможных вариантов связи федеральных автомобильных дорог А-146 «Краснодар – Верхнебаканский» и М-4 «Дон», оценка возможностей их реализации и эффектов для муниципального образования, Краснодарского края и привлекаемых инвесторов.
Ранее рассматривались несколько вариантов связи федеральных автомобильных дорог А-146 «Краснодар – Верхнебаканский» и М-4 «Дон»: строительство автодорог «Абинск – Кабардинка» (федеральный проект); «Северская – Пшада» (региональный проект), «Афипский – Текос» (частная инициатива, инициатор – ООО «Югдорсервис»), «Абинск – Адербиевка – Светлый»). Реализация даже одного из этих проектов позволит существенно снизить время в пути до города-курорта Геленджика на автомобильном транспорте в пик курортного сезона.
Создание условий для развития морского пассажирского сообщения. Центральное расположение Геленджикской бухты на Черноморском побережье Российской Федерации обуславливает возможность развития морского пассажирского сообщения с городами и курортами Краснодарского края и Республики Крым. Развитие инфраструктуры прибрежного пассажирского судоходства и яхтинга имеет стратегически важное значение для обеспечения комплексного развития Азово-Черноморского побережья России.
При этом полностью утрачено и отсутствует морское каботажное пассажирское сообщение, восстановление которого является актуальным для всей ЧЭЗ Краснодарского края. Кроме того, имеется ряд существенных внешних ограничений развития морского круизного и пассажирского сообщения через порт Геленджик.
В рамках реализации инвестиционного проекта «Комплекс береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик и многофункциональный рекреационный комплекс «Геленджик Марина» (ответственные исполнители проекта: ФГУП «Росморпорт» и ООО «Морской порт Геленджик») начато создание современной инфраструктуры яхтинга – реконструкция порта Геленджик в марину 3-го поколения. Предполагается создание пассажирского терминала с возможностью приемки судов международного сообщения, круглогодичного яхтенного порта на 250 яхт с возможностью принимать яхты длиной до 160 м и многофункциональной береговой инфраструктуры.
Приоритет 4. Создание качественной современной образовательной среды. Строительство новой и повышение качества имеющейся образовательной инфраструктуры.
Современная образовательная среда МО город-курорт Геленджик должна предоставлять качественные условия обучения, возможности для самоопределения и освоения профессии, обеспечить фундамент для обучения на протяжении всей жизни и успешной социализации.
Одним из ключевых компонентов образовательной среды является качественное, доступное, безопасное, соответствующее возрасту, оборудованное физическое пространство. Инфраструктура общего образования в МО город-курорт Геленджик недостаточна в связи с увеличением количества детей в муниципальном образовании более чем на 700 чел. в среднем в год за счет граждан с детьми, прибывающих на постоянное место жительства. Охват детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет дошкольным образованием составил в 2018 г. 76,6%. Обеспеченность детей местами в организациях дошкольного образования на 1 тыс. детей составила в 2018 г. 641 место (в 2019 г. – 675 мест). Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, составила в 2019 г. 26% (в 2018 г. – 26,3%). Нормативная вместимость школ превышена почти в два раза. Наибольшая потребность в строительстве новых школ в г. Геленджике, особенно в микрорайонах Южный, Голубая бухта, Северный, а также в с. Архипо-Осиповке, с. Кабардинке, с Марьиной Роще, с. Дивноморском и с. Адербиевке.
Приоритет 5. Развитие МО город-курорт Геленджик в качестве умного города с формированием рынка креативных (творческих) индустрий и созданием на территории города-курорта условий для привлечения на длительный срок (преимущественно в низкий сезон) представителей деловых и творческих профессий для работы и творчества в удаленном формате в среде умного города, с возможностью параллельного отдыха и рекреации.
В рамках ММФП «Умная Черноморская экономическая зона» и «Социально-креативный кластер Черноморской экономической зоны» будут созданы условия для развития МО город-курорт Геленджик в качестве умного и креативного города. Ключевыми направлениями развития в рамках системы «Умный город» являются: поддержка муниципального управления, поддержка бизнеса, обеспечение безопасности, повышение эффективности инфраструктуры. При этом благоприятные природно-климатические условия, формирующаяся творческая среда, насыщенная креативными пространствами и культурными событиями, развивающаяся инфраструктура города-курорта являются факторами для создания «Социально-креативного кластера ЧЭЗ», включающего три направления (медицину, образование и науку, креативные индустрии) и способствующего привлечению в МО представителей деловых и творческих профессий, работающих в т.ч. в удаленном формате (с акцентом на привлечении в низкий сезон).
Приоритеты пространственного развития
Транспортная связность с территориями муниципальных образований края и регионами Российской Федерации
- Строительство короткой автомобильной дороги в северном направлении, обеспечение связи федеральных автомобильных дорог А-146 «Краснодар – Верхнебаканский» и М-4 «Дон».
- Увеличение пропускной способности, расширение маршрутной сети и повышение качества услуг аэропорта Геленджик.
- Создание условий для развития морского пассажирского сообщения. Развитие каботажных перевозок.
Структурно-функциональная связность обитаемого пространства внутри муниципального образования.
- Развитие связей-дублеров, альтернативных федеральной дороге М-4 «Дон», приоритетное развитие немоторизованных видов транспорта.
- Развитие кластеров и взаимодополняющих функций в населенных пунктах городского округа: в хозяйственной деятельности, сфере досуга и культуры, индустрии туристических услуг.
- Обеспечение проницаемости пространства через формирование единых маршрутов: пеших, велосипедных, морских при условии соблюдения экологической безопасности.
Формирование дифференцированных градостроительных политик для групп населенных пунктов: приморских, притрассовых, горных.
- Развитие соответствующей месту улично-дорожной и пешеходной сети, общественных городских пространств, жилищной политики.